Четверг
09.05.2024
10:23
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №52"
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Каталог файлов »
Сведения о ДОО

Наша жизнь

Педагоги ДОО

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » ППО воспитателей » Лискина Алена Викторовна

Консультация для педагогов и родителей детских садов «Православная культура в детском саду».».
18.11.2018, 22:40

Консультация для педагогов и родителей детских садов «Православная культура в детском саду».

 

На протяжении нескольких последних лет во многих детских садах ведётся работа по приобщению детей к основам православной культуры. Эта работа направлена на формирование мировоззрения детей, основанного на общечеловеческих ценностях. Ознакомление дошкольников с историей православия, праздниками и традициями православной культуры, с бытом и особенностями уклада семьи в старину помогут ребёнку познать истинную историю русского народа.

Историю православной культуры можно доносить до детей уже в дошкольном детстве, задачи, которой созвучны с общепедагогическими задачами по нравственному, духовному, социальному, эстетическому и культурному воспитанию детей.

В дошкольной педагогике вышло ряд Программ по приобщению детей к истокам русской народной культуры (базисная программа «Истоки» авт. Т.И.Алиевой, Л.А.Парамоновой и др.; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авт. О.Л.Князевой, Маханевой и др.), с помощью которых педагоги могут осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры, традициям, праздникам, воспитывая тем самым у подрастающего поколения духовно-нравственные и патриотические чувства.

По приобщению детей к православной культуре можно использовать различные формы и методы работы с детьми (занятия, сопровождающиеся беседами с детьми и рассказом воспитателя, театрализованным представлением; праздники, посиделки, развлечения и досуги в нетрадиционных формах), все они нацелены на воспитание у детей милосердия, сострадания, умения быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях, добрыми и милосердными.

Воспитатели, в преддверии православного праздника, могут рассказать детям в доступной форме его значимость и историю, донести те события через художественное слово и драматизацию, через музыкальную композицию или какое-либо мероприятие, заранее спланированное для детей, для их духовного и нравственного воспитания и обогащения.

Приобщение детей к основам православной культуры взаимосвязано с основным образовательным процессом, протекающим в детском саду. Воспитатели на занятиях, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, логопед и другие специалисты могут затрагивать в своей работе темы, созвучные темам православной культуры,

решая при этом единые задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Конечно, светский характер занятий исключает совершение обрядовых правил, воспитатели не имеют право приучать детей молиться или водить их ко Святому Причащению — это делают родители, однако в каждой группе в небольшой библиотечке может размещаться детская художественная литература по православному и духовно-нравственному воспитанию детей (н-р: детская Библия в картинках, жития Святых для детей, Библия в рассказах для детей свящ. П.Воздвиженского, книга Александра Меня «Свет миру», сборники: рассказов Бориса Ганаго: «Помыслы сердца», «Об образе Божием», «Воскресное чудо», «Детям о слове», «Детям о вере», «Детям о душе», «Детям о молитве» и др.; русских народных сказок, в которых воспитательная ценность; стихов великих поэтов : А.С.Пушкина, С.Есенина, Фета, Тютчева и др. с христианским смыслом.

Одним из важных факторов воспитания ребенка является предметно-развивающая среда, в которой проводятся занятия воспитательного характера по различным направлениям Программы и решаются задачи всестороннего развития личности ребёнка. С этой целью в детском саду может быть оборудована комната «Русской избы», где размещены предметы старины, русского быта (н-р: кукла в русской одежде по сезонам, люлька, русская печка, деревянный стол, скамейка, стулья, табурет, иконы Спасителя и Матери Божий в «святом уголке», подсвечник, керосиновая лампа, деревянная посуда, самовар, глиняная посуда, тряпичные куклы, кочерга, коромысло с вёдрами, сундук, рукомойник, корыто, половица и т.д.). Если детский сад освящён священником, то в группах могут размещаться иконы, освящённые на молебне. Дети же довольно часто замечают, что у них дома есть такие же иконки и это у них вызывает радость, кроме того, ребенок находит некую связь между детским садом и домом. К православным праздникам могут быть оформлены в группах уголки «Русских традиций», где в доступной для детей форме представляется история праздника с его символикой (н-р: к Рождеству – ёлка с рождественской звездой и ангелочками, к Благовещению – птички, к Вербному Воскресению – вербочки в вазе, к Пасхе – расписные яички и т.д.). Большая и интересная работа с детьми проводится по их ознакомлению с традициями русского народа, а обстановка помогает раскрыть тему по ознакомлению с русской культурой, традициями и бытом.

Совместная работа с родителями тоже даёт свои плоды. В детском саду родители не являются сторонними наблюдателями духовно-нравственного воспитания детей, они приглашаются к сотрудничеству. В помощь родителям в каждой группе оформляется родительский уголок, где содержится в том числе и информация по основам православной культуры, а также список литературы, рекомендуемой для чтения детям по той или иной теме. Многие родители перед началом учебного года ведут своих детей в Храм на молитву о послании духа премудрости их ребёнку, слушают напутствие священника на новый учебный год и получают благословение на помощь в учёбе. Православные семьи часто вместе с детьми посещают Храм Божий и с детства воспитывают детей в православной вере, исполняя заповеди Божии и вековые традиции русского народа, а дошкольные учреждения их поддерживают.

В праздничные дни проходят досуги во всех возрастных группах, где воспитатели детям демонстрируют кукольные спектакли с морально-нравственным сюжетом: о добре и зле, о взаимопомощи и любви к ближнему. Дети и сами любят разыгрывать сценки. Игра их очень искренняя и эмоциональная. Любят наряжаться в русские костюмы и петь народные песни, танцевать под русскую народную мелодию, играть на народных музыкальных инструментах. Поскольку вечера развлечений, досуги для детей проводятся во второй половине дня, родители имеют возможность присутствовать на них и принимать активное участие в подготовке и проведении. Кроме того, в детском саду поддерживается традиция совместных праздников, в подготовке которых участвуют и родители.

Традиционно в детских садах проводятся два больших праздника: Рождество Христово и Пасха Христова. Они проходят очень торжественно, красочно, звучат песни, стихи, прославляющие Творца. Дети их исполняют проникновенно, с душой. Проходят развлечения на Масленицу и Святки, Осенины и Именины. Празднуется Татьянин день и Вербное Воскресенье.

В рамках празднования Дня Славянской культуры и письменности с ребятами подготовительной к школе группы можно провести тематическое занятие «Первопечатник Иван Федоров», на котором они узнают о первоучителях славянских — святых Кирилле и Мефодии, получат представления о старинном способе печатания книг, об основателе печатного дела — Иване Федорове.

С детьми старшего дошкольного возраста под руководством воспитателя можно подготовить выставки: «Мы иллюстраторы", «Народное творчество - наше богатство», «Моя Россия – любовь моя» и др.

Можно для детей подготовительной группы организовать дополнительное образование по «Истории православной культуры», это поможет детям лучше познать православную культуру, ощутить её воспитательную ценность.

Знакомясь с Божьими законами и историей православной культуры, дети становятся более доброжелательными, во многом изменяют свое отношение к сверстникам и взрослым. Из детских взаимоотношений уходит корысть, ребята учатся радоваться успехам и достижениям товарищей, становятся добрее и внимательнее.

Детский сад стоит в начале большого жизненного пути каждого человека, поэтому духовно-нравственное воспитание остается приоритетным направлением педагогической работы дошкольных учреждений на современном этапе развития нашего общества.

 

Категория: Лискина Алена Викторовна | Добавил: admin
Просмотров: 388 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия для с/в
Версия сайта для слабовидящих

Форма входа

Баннер

Наши группы

Советы родителям

Поиск