Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Но если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Особенностью работы с детьми по экологическому воспитанию является формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
-Программа рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» – программа экологического воспитания дошкольников в области «Познавательное развитие (природное окружение)»,одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
-Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
К программе выпущены методические разработки, представленные в серии книг «Волшебница - вода» и др.
Книга «Неизвестное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Авторы: Рахманова Н, П., Щетинина В. В., Дыбина О. В.,
В книге представлены разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3-7 лет. В их содержание включены дидактические игры, алгоритмы, модели и схемы, направленные на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников. Книга предназначена для воспитателей детских садов. Детских домов, а также для учителей начальных классов и родителей.
Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если педагогом созданы оптимальные условия такие как (экологические центры, «Зимний сад», экологические тропы и т.д.) познавательного развития ребёнка в сфере экологической культуры, то и результат будет соответствующий. Где дети получают элементарные экологические знания о природе и у них формируется правильное отношение ко всему живому, ее сохранности. Воспитываются духовно-нравственные чувства.
К настоящему времени в ДОУ проведено множество мероприятий по экологии, оформлены экологические центры, проводится общественно образовательная деятельность (ООД) и подготовлены природоведческие презентации, перспективные планы прогулок, изготовлено много дидактических игр и пособий.
В нашем детском саду огромное внимание отводится экологическому воспитанию и проводятся следующие мероприятия:
Экологические акции:
«Съел конфетку-не сори, фантик в дело примени»..;
«Покормим птиц зимой» (изготовление кормушек, сбор кормов) ;
Волонтерская акция «Четыре лапы ждут помощи».
Смотры-конкурсы для педагогов и родителей ДОУ:
«В мире природы» (обустройство летних участков);
«Лучший цветник».
«Домики для птиц».
Прогулки по экологической тропе в ДОУ. Выставки совместного творчества (воспитатель, дети и родители) «Осень – рыжая подружка», «Дары природы осенью», «Зимние мотивы», «Волшебница зима», «Весенние мотивы».
Важно в дошкольном возрасте заложить основы экологической культуры у детей в данном направлении (по теме: «Береги и охраняй природу».) От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.
Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.
Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей. Открываем у детей мир природы и любовь к ней!
|