Консультация для педагогов и родителей
дошкольных учреждений на тему:
«О духовно-нравственном воспитании детей в детском саду».
Подготовил воспитатель: Москвина С.В.
На протяжении нескольких последних лет во многих детских садах ведётся работа по приобщению детей к основам православной культуры. Эта работа направлена на формирование мировоззрения детей, основанного на общечеловеческих ценностях. Ознакомление дошкольников с историей православия, праздниками и традициями православной культуры, с бытом и особенностями уклада семьи в старину помогут ребёнку познать истинную историю русского народа. Историю православной культуры можно доносить до детей уже в дошкольном детстве, задачи, которой созвучны с общепедагогическими задачами по нравственному, духовному, социальному, эстетическому и культурному воспитанию детей.
В дошкольной педагогике вышло ряд Программ по приобщению детей к истокам русской народной культуры (базисная программа «Истоки» авт. Т.И.Алиевой, Л.А.Парамоновой и др.; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авт. О.Л.Князевой, Маханевой и др.), с помощью которых педагоги и родители могут осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры, традициям, праздникам, воспитывая тем самым у подрастающего поколения духовно-нравственные и патриотические чувства.
По приобщению воспитанников к православной культуре, воспитанию у них духовно-нравственных чувств можно использовать различные формы и методы работы с детьми (игры-занятия, занятия-путешествия, экскурсии, целевые прогулки, сопровождающиеся беседами с детьми и рассказом воспитателя, презентацией видео и фото материалов по народной культуре и православию, театрализованным представлением; праздники, посиделки, развлечения и досуги в нетрадиционных формах), все они нацелены на воспитание у детей милосердия, сострадания, умения быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях, добрыми и милосердными. Воспитатели, в преддверии православного праздника, могут рассказать детям в доступной форме его значимость и историю, донести те события через художественное слово и драматизацию, через музыкальную композицию или какое-либо мероприятие, заранее спланированное для детей, для их духовного и нравственного воспитания и обогащения.
Приобщение детей к основам православной культуры взаимосвязано с основным образовательным процессом, протекающим в детском саду. Воспитатели на занятиях (в организованной образовательной деятельности с детьми), музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед и другие специалисты могут затрагивать в своей работе темы, созвучные темам православной культуры, решая при этом единые задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Конечно, светский характер занятий (ООД) исключает совершение обрядовых правил, воспитатели не имеют право приучать детей молиться или водить их к Святому Причащению — это делают родители (законные представители ребёнка). В каждой возрастной группе, в небольшой библиотечке или книжном уголке, может размещаться детская художественная литература по православному и духовно-нравственному воспитанию детей (н-р: русские народные сказки, в которых воспитательная ценность; стихи великих поэтов: А.С.Пушкина, С.Есенина, Фета, Тютчева; детская Библия в картинках, жития Святых для детей, Библия в рассказах для детей священика П.Воздвиженского, книга Александра Меня «Свет миру», сборники: рассказов Бориса Ганаго: «Помыслы сердца», «Об образе Божием», «Воскресное чудо», «Детям о слове», «Детям о вере», «Детям о душе», «Детям о молитве» и др.).
Одним из важных факторов воспитания ребенка является развивающая предметно-пространственная среда, в которой проводятся игры-занятия воспитательного характера по различным направлениям Программы и решаются задачи всестороннего развития личности ребёнка. С этой целью в детском саду может быть оборудована комната «Русской избы», где размещены предметы старины, русского быта (н-р: кукла в русской одежде по сезонам, люлька, русская печка, деревянный стол, скамейка, стулья, табурет, иконы Спасителя и Матери Божий в «святом уголке», подсвечник, керосиновая лампа, деревянная посуда, самовар, глиняная посуда, тряпичные куклы, кочерга, коромысло с вёдрами, сундук, рукомойник, корыто, половица и т.д.). Если детский сад освящён священником, то в группах могут размещаться иконы, освящённые на молебне. Дети же довольно часто замечают, что у них дома есть такие же иконки и это у них вызывает радость, кроме того, ребенок находит некую связь между детским садом и домом. К православным праздникам могут быть оформлены в группах уголки «Русских традиций», где в доступной для детей форме представляется история праздника с его символикой (н-р: к Рождеству – ёлка с рождественской звездой и ангелочками, к Благовещению – птички, к Вербному Воскресению – вербочки в вазе, к Пасхе – расписные яички и т.д.). Большая и интересная работа с детьми проводится по их ознакомлению с традициями русского народа, а обстановка помогает раскрыть тему по ознакомлению с русской культурой, традициями и бытом.
Совместная работа с родителями даёт свои «плоды». В детском саду родители не являются сторонними наблюдателями духовно-нравственного воспитания детей, они приглашаются к сотрудничеству. В помощь родителям в каждой возрастной группе оформляется родительский уголок, где содержится, в том числе и информация по основам православной культуры, а также список литературы, рекомендуемой для чтения детям по той или иной теме. Многие родители перед началом учебного года ведут своих детей в Храм на молитву о послании духа премудрости их ребёнку, слушают напутствие священника на новый учебный год и получают благословение на помощь в учёбе. Православные семьи часто вместе с детьми посещают Храм Божий и с детства воспитывают детей в православной вере, исполняя заповеди Божии и вековые традиции русского народа, а дошкольные учреждения их поддерживают.
В праздничные дни проходят досуги во всех возрастных группах, где воспитатели детям демонстрируют кукольные спектакли с морально-нравственным сюжетом: о добре и зле, о взаимопомощи и любви к ближнему. Дети и сами любят разыгрывать сценки. Игра их очень искренняя и эмоциональная. Любят наряжаться в русские костюмы и петь народные песни, танцевать под русскую народную мелодию, играть на народных музыкальных инструментах. Поскольку вечера развлечений, досуги для детей проводятся во второй половине дня, родители имеют возможность присутствовать на них и принимать активное участие в подготовке и проведении. Кроме того, в детском саду поддерживается традиция совместных праздников, в подготовке которых участвуют и родители.
Традиционно в детском саду проводятся три больших православных праздника: Рождество Христово, Пасха Христова, Троица. Они проходят очень торжественно, красочно; где звучат песни, стихи, проводятся игры, выставки. Проходят развлечения на Масленицу и Святки, Осенины и Именины, в Татьянин день и в Вербное Воскресенье; празднуются: День Матери, День защитников Отечества, День любви, семьи и верности.
В рамках празднования Дня Славянской культуры и письменности с воспитанниками старших групп проводятся тематические досуги: «Первопечатник Иван Федоров», «Славянская Азбука», на которых дети узнают о первоучителях славянских — святых Кирилле и Мефодии, получают представления о старинном способе печатания книг, об основателе печатного дела — Иване Федорове; о славянской азбуке и письменности.
С детьми старшего дошкольного возраста под руководством воспитателей организовываются выставки: «Дары природы», «Русское народное творчество», «Мамочка любимая моя», «Будующие защитники Отечества», «Книжки-малышки по любимым сказкам», «Моя Россия – любовь моя!» и др.
Благодаря выше изложенным мероприятиям, дети знакомятся с русскими традициями и праздниками; Божьими законами и историей православной культуры; становятся более доброжелательными, во многом изменяют свое отношение к сверстникам и взрослым; из детских взаимоотношений уходит корысть; ребята учатся радоваться успехам и достижениям товарищей; становятся добрее и внимательнее.
Родители могут осуществлять для своих чад (по желанию) дополнительное образование по приобщению к истокам русской православной церкви, познавая историю создания планеты Земля, Руси, православной культуры и др., это поможет детям лучше познать православные традиции и историю православия, ощутить воспитательную ценность русской культуры.
Детский сад стоит в начале большого жизненного пути каждого человека, поэтому духовно - нравственное воспитание остается приоритетным направлением педагогической работы дошкольных учреждений на современном этапе развития нашего общества.
|