Пятница
17.05.2024
00:53
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №52"
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Каталог файлов »
Сведения о ДОО

Наша жизнь

Педагоги ДОО

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » ППО воспитателей » Савельева Екатерина Александровна

Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду
23.10.2015, 19:57

Консультация для педагогов и родителей

дошкольных учреждений на тему:

«О духовно-нравственном воспитании детей в детском саду».

Подготовил воспитатель: Москвина С.В.

 

         На протяжении нескольких последних лет  во многих  детских садах  ведётся  работа по приобщению детей к основам православной культуры. Эта работа направлена на формирование  мировоззрения детей, основанного на общечеловеческих ценностях.  Ознакомление дошкольников с историей православия, праздниками и традициями православной культуры, с бытом и особенностями уклада семьи в старину помогут ребёнку познать истинную историю русского народа.  Историю православной культуры  можно доносить до детей уже в дошкольном  детстве, задачи, которой  созвучны с общепедагогическими задачами по нравственному, духовному, социальному, эстетическому и культурному воспитанию детей.

В дошкольной педагогике вышло ряд Программ по приобщению детей к истокам русской народной культуры (базисная программа «Истоки» авт. Т.И.Алиевой, Л.А.Парамоновой и др.; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авт. О.Л.Князевой, Маханевой и др.),  с помощью которых педагоги и родители могут осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры, традициям, праздникам, воспитывая тем самым у подрастающего поколения  духовно-нравственные и патриотические чувства.

      По приобщению воспитанников к православной культуре, воспитанию у них духовно-нравственных чувств можно использовать различные формы и методы работы с детьми (игры-занятия, занятия-путешествия, экскурсии, целевые прогулки, сопровождающиеся  беседами с детьми и рассказом воспитателя, презентацией видео и фото материалов по народной культуре и православию, театрализованным представлением; праздники, посиделки, развлечения и досуги в нетрадиционных формах),  все они нацелены на воспитание у детей милосердия, сострадания, умения быть терпимыми,  мирными  во взаимоотношениях, добрыми и милосердными. Воспитатели, в преддверии православного праздника, могут рассказать детям в доступной форме его значимость и историю, донести те события через художественное слово и драматизацию, через музыкальную композицию или какое-либо мероприятие, заранее спланированное для детей, для их духовного и нравственного воспитания и обогащения.

Приобщение детей к основам православной культуры взаимосвязано с основным образовательным процессом, протекающим в детском саду. Воспитатели на занятиях (в организованной образовательной деятельности с детьми), музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед и  другие специалисты могут затрагивать в своей работе темы, созвучные темам православной культуры, решая при этом единые задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

         Конечно, светский характер занятий (ООД) исключает совершение обрядовых правил, воспитатели не имеют право приучать детей молиться или водить их к Святому Причащению — это делают родители (законные представители ребёнка). В каждой возрастной группе, в небольшой библиотечке или книжном уголке, может размещаться детская художественная литература по православному и духовно-нравственному воспитанию детей (н-р: русские народные сказки, в которых воспитательная ценность;  стихи великих поэтов: А.С.Пушкина, С.Есенина, Фета, Тютчева; детская Библия в картинках, жития Святых для детей, Библия в рассказах для детей священика П.Воздвиженского, книга  Александра Меня «Свет миру», сборники:  рассказов Бориса Ганаго: «Помыслы сердца», «Об образе Божием», «Воскресное чудо», «Детям о слове», «Детям о вере», «Детям о душе», «Детям о молитве» и др.).

         Одним из важных факторов воспитания ребенка является развивающая предметно-пространственная среда, в которой проводятся игры-занятия воспитательного характера по различным направлениям Программы и решаются задачи всестороннего развития личности ребёнка. С этой целью в детском саду может быть оборудована комната «Русской избы», где размещены предметы старины, русского быта (н-р: кукла в русской одежде по сезонам, люлька, русская печка, деревянный стол, скамейка, стулья, табурет, иконы Спасителя и Матери Божий в «святом уголке», подсвечник, керосиновая лампа, деревянная посуда, самовар, глиняная посуда, тряпичные куклы, кочерга, коромысло с вёдрами, сундук, рукомойник, корыто, половица и т.д.). Если детский сад освящён священником, то в группах могут размещаться иконы, освящённые на молебне.  Дети же довольно часто замечают, что у них дома есть такие же иконки и это у них  вызывает радость, кроме того, ребенок находит некую связь между детским садом и домом. К православным праздникам могут быть оформлены в группах уголки «Русских традиций», где в доступной для детей форме представляется история праздника с его символикой (н-р: к Рождеству – ёлка с рождественской звездой и ангелочками, к Благовещению – птички, к Вербному Воскресению – вербочки в вазе, к Пасхе – расписные яички и т.д.). Большая и интересная работа с детьми проводится по их ознакомлению с традициями русского народа, а обстановка помогает раскрыть тему по ознакомлению с русской культурой, традициями и бытом.

Совместная работа с родителями даёт свои «плоды». В детском саду родители не являются сторонними наблюдателями духовно-нравственного воспитания детей, они приглашаются к сотрудничеству. В помощь родителям в каждой возрастной группе оформляется родительский уголок, где содержится, в том числе и информация по основам православной культуры, а также список литературы, рекомендуемой для чтения детям по той или иной теме. Многие родители перед началом  учебного года ведут своих детей в Храм на молитву о послании духа премудрости их ребёнку, слушают  напутствие священника на новый учебный год и получают благословение на помощь в учёбе. Православные семьи часто вместе с детьми посещают Храм Божий и с детства воспитывают детей в православной вере, исполняя заповеди Божии и вековые традиции русского народа, а дошкольные учреждения их поддерживают.

В праздничные дни проходят досуги во всех возрастных группах, где воспитатели детям демонстрируют кукольные спектакли с морально-нравственным сюжетом: о добре и зле, о взаимопомощи и любви к ближнему. Дети и сами любят разыгрывать сценки. Игра их очень искренняя и эмоциональная. Любят наряжаться в русские костюмы и петь народные песни, танцевать под русскую народную мелодию, играть на народных музыкальных инструментах. Поскольку вечера развлечений, досуги для детей  проводятся во второй половине дня, родители имеют возможность присутствовать на них и принимать активное участие в подготовке и проведении. Кроме того, в детском саду поддерживается традиция совместных праздников, в подготовке которых участвуют и родители.

Традиционно в детском саду проводятся три больших православных праздника: Рождество Христово, Пасха Христова, Троица. Они проходят очень торжественно, красочно; где звучат песни, стихи, проводятся игры, выставки. Проходят развлечения на Масленицу и Святки, Осенины и Именины, в Татьянин день и в Вербное Воскресенье; празднуются: День Матери, День защитников Отечества, День любви, семьи и верности.

В рамках празднования Дня Славянской культуры и письменности с воспитанниками старших групп проводятся тематические досуги: «Первопечатник Иван Федоров», «Славянская Азбука», на которых дети узнают о первоучителях славянских — святых Кирилле и Мефодии, получают представления о старинном способе печатания книг, об основателе печатного дела — Иване Федорове; о славянской азбуке и письменности.

С детьми  старшего дошкольного возраста под руководством воспитателей организовываются выставки: «Дары природы», «Русское народное творчество», «Мамочка любимая моя», «Будующие защитники Отечества», «Книжки-малышки по любимым сказкам», «Моя Россия – любовь моя!» и др.

Благодаря выше изложенным мероприятиям, дети знакомятся с русскими традициями и праздниками; Божьими законами и историей православной культуры; становятся более доброжелательными, во многом изменяют свое отношение к сверстникам и взрослым; из детских взаимоотношений уходит корысть; ребята учатся радоваться успехам и достижениям товарищей; становятся добрее и внимательнее.

Родители могут осуществлять для своих чад (по желанию) дополнительное образование по приобщению к истокам русской православной церкви, познавая историю создания планеты Земля, Руси, православной культуры и др., это поможет детям лучше познать православные традиции и историю православия, ощутить воспитательную ценность русской культуры.

Детский сад стоит в начале большого жизненного пути каждого человека, поэтому духовно - нравственное воспитание остается приоритетным направлением педагогической работы дошкольных учреждений на современном этапе развития нашего общества.

 

Категория: Савельева Екатерина Александровна | Добавил: admin
Просмотров: 514 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия для с/в
Версия сайта для слабовидящих

Форма входа

Баннер

Наши группы

Советы родителям

Поиск