Среда
15.05.2024
09:45
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №52"
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Каталог файлов »
Сведения о ДОО

Наша жизнь

Педагоги ДОО

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » ППО воспитателей » Савельева Екатерина Александровна

Развитие у дошкольников творческого воображения
23.10.2015, 21:40

Консультация для педагогов и родителей дошкольных учреждений на тему:

«Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с помощью наглядного моделирования».

Подготовил воспитатель: Москвина С.В.

В процессе игр-занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать инновационные методы и приёмы, такие как: мнемотехника, моделирование, нетрадиционная техника рисования.

В области развития мышления основным, как уже отмечалось, в дошкольном возрасте является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Но понимание отдельных обозначений ещё не достаточно для решения задач. Любая задача требует анализа условий, выявления отношений между предметами. Эти отношения могут быть представлены в виде наглядных моделей. Поэтому предлагаемые игры-задания (см.приложение) можно использовать и для активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, образного мышления и, в целом, творчества. Они вызывают у детей интерес, желание творить, а так же они доступны широкому кругу педагогов.

Предложенные игры-задания и упражнения (см.приложение) интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

Желаю успехов в работе с дошкольниками, в развитии у них творческого воображения!

 

Приложение «Игры на развитие у дошкольников воображения».

Игра "Укрась слово". Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение , ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

НАПРИМЕР:           

Существительное: платье / солнце

Прилагательные: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т.д. / 

яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т.д.

 

Игра "Дорисуй незаконченный рисунок художника".  Эта игра используется как в развитии воображения, так и в развитии мелкой моторики пальцев руки. Дети дорисовывают незаконченный рисунок из геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, полукруг и т.д.) и рассказывают, что хотел нарисовать художник (н-р: из круга-солнце, мяч, колесо, шину, руль, штурвал, лицо, девочку, цветок и др.).

 

Игра "Выведение следствий". Эта игра используется как в развитии воображения, так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов "Что произойдёт...". Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

 "Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?"

 "Что произойдёт, если все животные начнут говорить человече ским голосом?"

 "Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?"

 "Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?"

 "Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?"

 "Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?"

 "Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?"

Игра "Рисунок в несколько рук". Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы.

Игра "Волшебники". Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в "доброго", а другую в "злого" волшебника. Для девочек можно заменить "волшебников" на "волшебниц".

Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать "доброго" и "злого" волшебников, а также придумать, что совершил плохого "злой" волшебник и как его победил "добрый".

Если в игре участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.

Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

Игра "Нарисуй рисунок по замыслу нетрадиционными техниками".  Детям предлагается нарисовать рисунок с помощью нетрадиционных техник рисования (пальчиками, ладошками, воском, кляксографией, ватными палочками, ватой, с помощью трафаретов и т.д.).

Игра "Танец". Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует "что хочет". Ребёнок должен выразить а танце какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам. при затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы для подсказки: станцуй "бабочку", "зайчика", "кошку", "лошадку", "утюг", "конфету", "молоток" и так далее.

Когда ребёнок справился с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.

Темы для второй части задания: станцуй "радость", "страх", "горе", "веселье", "удивление", "каприз", "счастье", "жалость".

Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.

Игра "Цепочка слов". Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.

Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово - вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например: Зима (какая?) - холодная, снежная (что ещё бывает холодным?) - мороженное, лёд, снег, ветер (какой ветер?) - сильный, северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик.

Игра "Придумай сказку с помощью схем". Детям предлагается придумать сказку с помощью мнемотехники (схем-символов).

Например: 1-карточка (дед, бабка); 2-карточка (лес); 3-карточка (белочка); 4-карточка (волшебная шишка); 5-карточка (изба); 6-карточка (коза); 7-карточка (девочка и мальчик); 8-карточка (дед, бабка, девочка и мальчик – все вместе, весёлые).

Придуманная сказка: Жили-были дед и баба. И не было у них никого на белом свете. Как- то раз пошли они в лес по грибы, и встретили там Белочку-Поскакушку. Белочка плакала, так как у неё случилась беда – её дупло заняли пчёлы. Дед и баба для пчёл принесли ульи и пчёлы освободили дупло Белочки. Белочка за доброту отблагодарила дедушку и бабушку, им подарила волшебную шишку, которая могла исполнить любые их три желания. Дед и баба поблагодарили Белочку и пожелали, чтобы волшебная шишка исполнила их три желания: новую избу, козу - чтобы давала молоко, и внучат-чтобы помошниками были. Вот и стали все жить поживать и добра наживать.

Список использованной литературы.

1. О. М. Дьяченко "Чего на свете не бывает?", Москва, "Знание", 

2. Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, "Домашняя школа", Москва, "Знание",  

3. Л. Ю. Субботина, "Развитие воображения у детей", Ярославль, "Академия развития",

4. О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева, "Дети, в школу собирайтесь", Москва, "Просвещение",

5. Программа "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.

6. В.А. Милашевич, В.И. Дубрович, "Воспитатель: в чём секрет успеха", Витебск,  

7.Журнал "Дошкольное воспитание", 4-94.

8. Журнал "Дошкольное воспитание", 7-97.

9. Журнал "Дошкольное воспитание", 1 - 97.

10. Журнал "Дошкольное воспитание", 6-97.

11. Журнал "Дошкольное воспитание", 8 - 98.

 

Категория: Савельева Екатерина Александровна | Добавил: admin | Теги: Москвина С.В.
Просмотров: 404 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия для с/в
Версия сайта для слабовидящих

Форма входа

Баннер

Наши группы

Советы родителям

Поиск