Четверг
09.05.2024
09:34
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №52"
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Каталог файлов »
Сведения о ДОО

Наша жизнь

Педагоги ДОО

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » ППО воспитателей » Ильичева Татьяна Николаевна

Консультация для родителей "Что читать детям 3-4 лет"
20.05.2020, 14:19

Консультация для родителей. Что читать детям 3-4 лет дома

Зачем нужно читать с ребенком дома?

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая смысла слова, младенец с радостью слушает народные песенки и потешки, с удовольствием выполняет первые «упражнения для пальчиков» под ритм частушек , тем самым приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм.

Взрослея, слушая знакомую сказку или стихотворение, ребенок каждый раз заново волнуется, переживает вместе с литературным героем, он учится понимать и воспринимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Сопереживание и содействие героям даёт возможность малышу представить события и поступки, в которых он непосредственно не участвовал, и тем самым обогатить свой жизненный и духовный опыт. Этот опыт становится для него личным, предопределяя его действия и поступки в дальнейшем. Испытывая в процессе чтения (слушания) произведения разнообразные чувства, ребенок делает и свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит злу. Постепенно маленькому читателю открывается духовный мир человека, сложность человеческих взаимоотношений, нравственных понятий и принципов, которыми определяются поступки людей.

Цель домашнего чтения – не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональный мир, но и воспитать грамотного читателя, понимающего и любящего книгу.
Трех летний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии малыша. Психологи считают, что за первые три года ребенок усваивает колоссальный объём информации, его речь развивается настолько, что при помощи наводящих вопросов или иллюстраций он может пересказать прочитанный ему текст, умеет рассуждать и даже сам пытается «читать», т. т. е. берет в руки книгу и, воспроизведя знакомое произведение по памяти, «читает» его вслух.

В этом возрасте ребенок не только умеет слушать произведение, рассматривать иллюстрации, отвечать на несложные вопросы по тексту, но и испытывает огромное удовольствие от общения с книгой, которая открывает для него такой загадочный и разнообразный мир.

Очень важно читать как можно чаще - ежедневно по 15 – 20 минут в день. При этом руководствуясь, прежде всего вкусом и пристрастиями ребенка и в тоже время, не делая его читателем только одной, пусть даже самой любимой, книги или произведения одного жанра, например сказок. Для чтения художественной литературы целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Если ваш ребенок долгое время не посещает детский сад, то читать с ним можно в любое свободное время, лучше дробно, понемногу несколько раз в день.

Что читать ребенку 3-4 лет

Произведения, которые предлагаются ребенку этого возраста, разнообразны как в тематическом плане, поскольку они отражают его возросшие потребности, так и в жанровом отношении, это могут быть сказки народные и авторские, короткие реалистичные рассказы, стихотворные произведения, как фольклорные, так и авторские и т. п.
1. В этом возрасте происходит активное знакомство ребенка с поэзией нонсенса, т. е. стихи, где все наоборот. К. И. Чуковский считал, что такие абсурдные стихи, небылицы, как он их называл перевертыши, в которых всё поставлено «с ног на голову», нужны ребенку, познающему мир. По его мнению, перевертыш – это разновидность умственной игры: «Ребенок играет не только кубиками, камешками, куклами, но и мыслями». Ценность перевертышей в том, что они способствуют развитию фантазии ребенка, учат юмористическому восприятию действительности; укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

2. Продолжается знакомство детей со скороговорками и загадками.
Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействует совершенствованию артикуляционного аппарата. В тоже время скороговорка является веселой и безобидной словесной игрой, заучивание и произношение скороговорок едва ли не самое интересное занятие дл детей.
Тематика загадок для маленьких ограничена их небольшим жизненным опытом: это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые оказывают на него эмоциональной воздействие, об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода и т. д.
Освоение ребёнком речи во всём её богатстве и многообразии немыслимо без пословиц и поговорок.
Пословица более понятна ребенку и легче им запоминается, потому что поучительный смысл, заключённый в ней поделен на части («Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Поспешишь – людей насмешишь»). А поговорка дает ребенку выразительную эмоциональную оценку, это и сближает данный жанр с детской речью, эмоциональной по своей природе («Маленький, да удаленький).

3. Сказка имеет особую привлекательность для детей любого возраста. Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок. Для сказок, рекомендуемых детям младшего дошкольного возраста не характерна сложность, запутанность сюжета. К тому же сказка близка ребенку эмоционально, обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Слушая сказки, ребенок утверждается во мнении, что мир вокруг него справедливый, гармоничный и светлый, т. е. сказка утверждает идеалы добра и красоты и поддерживает их в ребенке.

К трем – четырем годам у многих детей проявляется потребность инсценировать прослушанные сказки. Для этой цели можно использовать не только фигурки настольного театра, но и любые подходящие игрушки. Инсценирование способствует развитию творческого воображения, мышления ребенка и доставляет ему немало удовольствия, поэтому нужно поощрять стремление ребенка рассказывать сказки взрослым или даже своим воображаемым слушателям – игрушкам. Со временем это может превратиться в увлекательную для него игру, которая будет занимать его в свободное время.
Вовлечь ребенка в игру, развеселить его поможет и шуточная, веселая докучная сказка («Жили-были два павлина…», «Пришел медведь к броду…», «В некотором царстве…», «Рассказать тебе сказочку про белого бычка?» и др.

4. Литературные произведения для детей 3-4 лет, стихотворные и прозаические, отличаются тематическим разнообразием. Разные художественные произведения по-своему интересно рассказывают о мире природы, о животных, о детях, их характерах. Эти произведения учат детей быть внимательными, заботливо относиться ко всему, что их окружает.

Чтение стихотворений о природе целесообразно соединять с непосредственными наблюдениями. Таким образом, ребенку будут понятны не только изменения, связанные со временем года, но и чувства, переживания, настроения автора.

Художественные произведения (стихотворения) дети 3-4 лет слушают с удовольствием. Необходимо поощрять этот интерес, заучивая вместе с ребенком строчки из полюбившегося произведения, напоминая их время от времени, стараясь развить в нем образное мышление, чувство прекрасного. Вместе с тем необходимо помнить о том, что самостоятельно воссоздать в своем воображении картины услышанного в этом возрасте дети не способны, их творческое воображение развито слабо, образность речи не всегда понятна. Поэтому при чтении художественного произведения рассмотрите с детьми каждую иллюстрацию в книге относящуюся к сказке, стихотворению и т. д.

 

Перечень произведений для чтения детям 3-4 лет

Так, постепенно формируя в ребенке умения эмоционально воспринимать прекрасное, сопереживать, сочувствовать, мы воспитаем духовно развитую, гармоничную личность, способную в полной мере реализовать все лучшее, что заложено в нем природой.

Какие книги выбрать для ребёнка дошкольного возраста?

Дети вырастают из книг так же, как из старых одежек. Прошли те старые, добрые времена, когда вашей настольной книгой была «Курочка Ряба». Конечно, читать Аристотеля и Байрона на сон грядущий еще рановато https://ped-kopilka.ru/plugins/p_fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif .  

Но на вашей книжной полке уже появилось много новых, занимательных и, главное, любимых книг.

Какие книги читать детям 3, 4, 5 лет

Аким Я. Стихи.

Александрова Т. «Домовенок Кузька».

Белозеров Т. Стихи.

Берестов В. Стихи.

Бианки В. Рассказы о животных.

Благинина Е. Стихи.

Введенский А. Стихи.

Ганина М. «Тяпкин и Леша».

Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

Георгиев С. «Елки-палки, или Фельдмаршал Пулькин», «Один мальчик, одна девочка», «Кошачье заклинание», «Похищение бриллианта Нуф-Нуф», «Пузявочки».

Долинина Н. «Мой капитан», «Лембой», «Чуча» и другие.

Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина».

Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных».

Журавлева Е. «Фунтик» и другие книги.

Жуковский В. Стихи для детей.

Заходер Б. Стихи для детей.

Зощенко М. «Смешные истории», рассказы.

Козлов С. «Трям! Здравствуйте!».

Корнилова Г. «Наш знакомый Бумчик».

Крюкова Т. «Автомобильчик Бип».

Лебедева Г. «Как Маша поссорилась с подушкой».

Левин В. «Глупая лошадь».

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Мориц Ю. Стихи для детей.

Мошковская Э. Стихи.

Нестайко В. «В стране солнечных зайчиков».

Олейников Н. «Я послал на базар чудаков».

Остер Г. «Петька-микроб».

Паустовский К. «Кот-ворюга», рассказы.

Петрушевская Л. Детские пьесы и сказки.

Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял» и другие.

Прокофьева С. Сказки.

Пушкин А. С. Сказки.

Румянцева И. «Про маленького поросенка Плюха».

Самойлов Д. «Слоненок пошел учиться».

Сапгир Г. Стихи для детей.

Сладков Н. «Сказки леса».

Собакин Т. Стихи и сказки.

Степанов В. Стихи.

Сутеев В. Сказки.

Токмакова И. Стихи для детей.

Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот» и другие рассказы.

Хармс Д. Стихи для детей.

Цыферов Г. М. Сказки.

Чарушин Е. «Томка», «Тюпа», «Сорока», «Медвежата» и другие рассказы.

Чижиков В. «Петя и Потап».

Зарубежные авторы:

Асбьернсен Петер Кристен. «Норвежские сказки».

Балинт Агнеш. «Гном Гномыч и Изюмка».

Бонд Майкл. Цикл историй о Медвежонке Паддингтоне.

Ежикова 3. «Крот и его друзья».

Конопницкая М. «Сиротка Марыся и гномы».

Крюгер М. «Голубая бусинка», «Привет, Каролинка».

Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Как Эмиль угодил головой в супницу», «Эмиль из Леннеберги».

Милн Алан. «Винни-Пух и все-все-все».

Несбит Эдит. «Билли-король», «Беллинда и Белламант».

Пино Кристиан. Сказки.

Поттер Беатрис. «Сказки кошки Табиты».

Хогарт Энн. «Мафин и его друзья».

Эме Марсель. Сказки.

Проверено временем

Достойное место в детской библиотеке занимают классики детской литературы: Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков. Много поколений выросло на стихах этих замечательных авторов. Их произведения никогда не выйдут из моды, потому что они интересны и понятны каждому ребенку.

КАК ВЫБИРАТЬ КНИГУ ДЛЯ РЕБЕНКА?

Обратите внимание на:

Иллюстрации. Они должны быть понятными, но не примитивными, красочными, но не утомительно яркими.

Размер шрифта. К пяти годам у многих детей просыпается интерес к чтению. Поэтому покупайте книги с крупным шрифтом.

Качество бумаги. Серая или ослепительно белая бумага одинаково вредны для зрения.

Содержание. Если вы покупаете книгу (пусть самое красивое и дорогостоящее издание), почитайте текст и оцените его качество.

 

Категория: Ильичева Татьяна Николаевна | Добавил: admin
Просмотров: 192 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия для с/в
Версия сайта для слабовидящих

Форма входа

Баннер

Наши группы

Советы родителям

Поиск