Творческий отчёт
воспитателя
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52»
первой квалификационной категории
Дементьевой Любови Владимировны
Методическая тема:
«РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ И ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Наш век - век больших и быстрых перемен. Меняется всё: техника, экономика, уровень жизни. Вечными и относительно неизменными остаются духовное и культурное наследие общества, национальные и семейные традиции.
В последние годы российское общество столкнулось с многочисленными проблемами, которые мы остро чувствуем в нашей повседневной работе с детьми и их родителями: утрата общечеловеческих ценностей и отношений; рост жестокости и агрессивного поведения у детей; отсутствие творческих инициатив и экологического сознания. Присутствие этих явлений тесно связано с отсутствием полноценного эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Держа в руках скрипку, карандаш, кисть, человек не способен совершить плохого.
Зло и подлинная красота - не совместимы, красота непосредственно влияет на душу и не требует разъяснения.
Через восприятие прекрасного в природе, искусстве, человек открывает «прекрасное» прежде всего в себе. Вот почему так важно научить ребёнка восхищаться красотой природы, пейзажа, изящности упаковки для подарка, исполненного своими руками, рисунка, поделки или вышитой руками мастерицы салфетки. Пусть ребёнок с малых лет найдёт в труде источник радости и пусть рядом с ним живёт красота.
Именно поэтому я выбрала направление в работе «Развитие у дошкольников творческих способностей через изобразительную и театрализованную деятельность», которая и стала основой работы с детьми.
Приняв детей II младшей группы, в первую очередь я провела анкетирование среди родителей, диагностику среди детей и выявила:
- уровень компетентности родителей в области художественно-эстетического развития;
- уровень знаний, умений и навыков в области изобразительной и театрализованной деятельности.
Мною был разработан перспективный план по изобразительной деятельности и рабочая программа «Теремок» по театрализованной деятельности; серия сюжетных занятий с детьми и консультаций для родителей.
В соответствии с приоритетным направлением работы МБДОУ № 52 по художественно-эстетическому воспитанию и в связи с укреплением материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения - с помощью родителей была создана предметно-развивающая среда в группе.
В оформлении мы использовали больше оттенков желтого спектра с акцентами синего, зеленого, красного цвета. Такое цветовое решение создает хорошее настроение у детей и взрослых. Предметно-развивающая среда строилась с учётом индивидуальных особенностей и уровня знаний детей. Мы решили удивлять малыша, изменяя и насыщая интерьер помещений.
В раздевалке детей встречают: панно со сказочными героями, шкафчики с яркими рисунками; дидактическая кукла Настя с одеждой по сезону.
В группе создана уютная обстановка, игровое оборудование рационально размещено, горизонтальное озеленение позволяет и взрослым и детям с удовольствием ухаживать за растениями в уголке природы. Внесли аквариум с рыбками - получилось подводное царство; а множество цветущих комнатных растений придают интерьеру – уют.
В группе оборудован - игровой уголок, в котором собраны предметы народного быта, народно-прикладного искусства. Есть уголок – ряжения, где находятся костюмы для игр-драматизаций и маски животных для сюжетных и подвижных игр. Прекрасный уголок для обогащения и пополнения сенсорного опыта малышей. Имеется конструктивный уголок вместе с ПДД и уголок по изобразительному творчеству. Книжный и музыкально-театральный уголок притягивают к себе внимание детей множеством театральных кукол, сделанных руками воспитателя и приобретённых родителями. Разновидность театров представлено на полках шкафа. Оборудован спортивный уголок.
В детском саду имеются: экологическая комната и комната народного быта; краеведческая комната и комната по ОБЖ и ПДД; музыкальный и физкультурный залы; игровая комната у психолога и комната изобразительного и театрального искусства. Здесь проходят занятия и тематические выставки. В течение года выставляются детские рисунки, поделки из природного материала, работы совместного творчества родителей и детей по темам:
Театральный уголок и уголок ряженья - любимое место для игр детей. Ширма легко превращается в чудо - теремок. Дети, надев костюмы и шапочки-маски, становятся героями любимых сказок. Теперь вместе с малышами можно организовать увлекательные игры-драматизации: «Теремок», «Репка», «Колобок».
Уголок изодеятельности и книжный уголок никогда не пустуют. Вот лиса и мышка из сказки «Теремок» предлагают малышу рассмотреть книжку с весёлыми картинками, а цветные карандаши и восковые мелки раскрасить подготовленные формы бабочки, цветка, сердечка.
Основная задача, которую я стремлюсь решать на занятиях, - «развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность».
На занятиях, побуждая детей к созданию выразительных образов, я активно использую проживание образа, в том числе и через движение. Отправляясь в путешествие - мы попадаем в лес, на цветочную поляну, на огород и т.д. Вместе с детьми превращаюсь в цветок: туловище - стебель, руки - лепестки, пальцы - тонкие тычинки. Дети с удовольствием включаются в игру и уже сами находят сравнительные образы. Игровые технологии помогают развивать дошкольников. На игровых и сюжетных занятиях активно использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, музыкальную и физ.паузы; гимнастику для глаз.
В своей работе я использую нетрадиционные техники: рисование ладошкой, пальчиками, аппликация с рисованием, рисование пальчиками на воздушном шаре, которые позволяют детям испытывать радость от результатов своего труда. А полученные знания закрепляются в создании детьми коллективных работ: «Лес полон чудес», «Рыбки в аквариуме», «Шарики - смешарики» и др.
Новые методы и приёмы в силу своей новизны и необычности вызывают у детей интерес, способствуют эффективному развитию творческой активности и индивидуальности.
Задача каждого педагога - уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования. Своей работой мы даем возможность прожить детство ярко, самобытно, наполняя его эмоциональным содержанием.
Семья имеет решающее значение в становлении личности ребенка. Без участия родителей невозможно его полноценное развитие. Именно поэтому педагогическое просвещение родителей является составной частью моей работы как воспитателя детского сада.
Основные ее формы представлены в приведенной ниже схеме.
На родительских собраниях родители узнают о достижениях своих детей, на консультациях и семинарах-практикумах получают ответы на все интересующие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
Примерные темы родительских собраний:
1. «О здоровье всерьёз»
2. «Азы воспитания»
3. «Защищаем права ребёнка в детском саду»
4. «Изобразительная деятельность в семейном воспитании» и др.
В заключительной части собрания родители и дети с удовольствием занимаются совместной деятельностью: рисуют, лепят по желанию или на предложенную тему. Эти работы дополняют еженедельные и тематические выставки в группе и детском саду.
Для определения единых требований к ребенку дома и в детском саду родители знакомятся с правилами работы с художественными материалами (карандашами, фломастерами, гуашью, углем, парафином, восковыми мелками и др.) на консультациях и семинарах-практикумах.
Примерные темы консультаций и семинаров-практикумов для родителей:
1. Подружись с карандашом.
2.Характер ребёнка зависит от Вас.
3.Как организовать домашние занятия дома по рисованию и лепке.
4. Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества.
5. Повышение роли отца в семье.
6. Упрямство - что же делать?
7. Давай порисуем!
8. Как и зачем рассказывать сказки.
9. Ошибки, которые совершать нельзя.
10. Как нельзя поступать с ребёнком.
11. Каждый ребёнок - индивидуальность.
12. Особенности раскрасок детей 3-5 лет.
Тематические выставки в детском саду и в группе:
1. «Край мой родной» - сентябрь.
2. «Золотая осень» - октябрь.
3. «Как прекрасен этот мир, посмотри!»- ноябрь.
4. «Письма дедушке Морозу»- декабрь.
5. «Мои любимые герои дедушки Чуковского»- январь.
6. «Мы сильные, мы смелые!»- февраль.
7. «Красота спасет мир!»- март.
8. «Смешные герои сказок»- апрель.
9. «Умелые ручки»- май.
10. «Мама, папа, я- дружная семья»- июнь.
11. «Черное море»- июль.
12. «Витамины с грядки» или «Вот и лето прошло»- август.
Приобщаясь к творчеству, родители приобретают практические умения в художественной деятельности, благодаря которым они могут творить вместе с детьми.
У взрослого появляется возможность помочь своему ребенку справиться с затруднениями, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать его личным примером.
Одной из форм работы с родителями являются выставки совместного творчества. Подготовка к ним начинается за 2-3 недели: составляется положение о выставке с указанием темы, номинаций, необходимых материалов, проводятся консультации.
Активное участие в выставках принимают практически все сотрудники детского сада. После оформления выставки проводятся дневные экскурсии для детей и воспитателей и вечерние для родителей.
Таким образом, развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра.
Май 2016г.
|