Самый сложный из кризисов детского возраста и в первую очередь для родителей малыша: ребёнок практически во всём противопоставляет себя взрослым, требует предоставления свободы и самостоятельности. Малыш удаляется от мамы, может негативно реагировать на проявления внимания и заботы, становится практически неуправляемым.
Основные проявления кризиса 3-ёх лет:
- Протесты: всё поведение малыша – это сплошное проявление бунтарства. Он протестует против всего, даже если на это нет видимых причин.
- Негативизм: малыш отрицает всё, что ему предлагают взрослые. Не потому что он этого не хочет, а исключительно потому, что инициатива исходит от взрослого.
- Своеволие и упрямство: не зря кризис 3-ёх лет носит и другое название, а именно – «Я – сам!». Ребёнок требует самостоятельности, обижается или проявляет агрессию, если ему не дают возможности самореализоваться. При этом для достижения своей цели малыш будет упорно настаивать, требовать и добиваться желаемого.
- Строптивость: в период кризиса ребёнок будет целенаправленно рушить установленный уклад и распорядок жизни: отказываться вставать, чтобы пойти в детский сад, мыть руки после прогулки, укладываться на тихий час. Он может «забыть» здороваться, и что его вообще воспитывали.
- Обесценивание авторитета взрослого: если раньше малыш безоговорочно принимал на веру и к исполнению слова родителей, то теперь его отношение к взрослым становится весьма критичным.
- Деспотизм: крики, истерики, ревность без повода, обострённая реакция на замечания, требования подчиняться его капризам и желаниям – всё это тоже является одним из проявлений кризиса.
КАК ПОСТУПАТЬ РОДИТЕЛЯМ В ПЕРИОД КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ
- Самое главное, о чём должны помнить родители: в отношениях «взрослый – ребёнок» главенство должно оставаться за взрослым. Ребёнок будет всеми возможными способами проверять взрослых на твёрдость, а взрослые должны всеми доступными способами удерживать свои позиции.
- Все требования, предъявляемые ребёнку в этом возрасте, должны быть согласованы со всеми членами семьи. Нельзя допускать того, что мама запрещает, папа разрешает.
- В случае, если поведение ребёнка становится темой конфликта в семье, ни при каких обстоятельствах не вмешивайте в этот конфликт малыша. Ссоры, взаимные упрёки, разногласия между взрослыми – ребёнка необходимо оградить от выяснения отношений между взрослыми.
- Авторитарное воспитание, постоянные жёсткие ограничения, лишение права голоса и самостоятельности не сгладят проявления кризиса, а, наоборот, сделают их более выраженными. Кроме того, ребёнок усвоит негативный опыт, что может отразиться на его дальнейшем развитии и поведении.
- Не пытайтесь что-то донести до ребёнка в момент вспышки агрессии или когда он устраивает истерику. Дождитесь, пока он успокоится, отведите в спокойное место и только тогда попытайтесь спокойно поговорить. Для лучшего контакта возьмите любимую игрушку малыша или придумайте какую-то игру, в которую можно поиграть здесь и сейчас.
- Разговаривая с ребёнком не сюсюкайте, а говорите с ним на равных. Поверьте, даже в столь раннем возрасте он способен вас слушать, слышать и понимать.
- Не забывайте говорить вашему малышу, что он уже большой, взрослый, что он уже очень много может и умеет сам, интересуйтесь его мнением, просите помочь вам в каком-то деле и обязательно хвалите.
- Не забывайте и не стесняйтесь показывать вашему большому маленькому человеку, как вы его любите и как он вам дорог.
|