В настоящее время проблема воспитания детей
дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё
актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением
речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения,
чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со
сверстниками. Работа в данном направлении будет эффективна только в том случае,
если в ней примут активное участие воспитатель, учитель-логопед, психолог,
музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители.
Дети, поступающие в коррекционные группы
(либо логопедические, либо с нарушением опорно-двигательного аппарата) часто не
имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них
отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении
движений.
Еще в середине прошлого века было установлено,
что уровень развития речи детей и умственного развития прямо зависит
от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие
движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, и умственное,
хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Доказано, что движения пальцев рук стимулируют
развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка, его
умственных способностей. Поэтому постоянное
развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо. Для этого в
работе с дошкольниками важно широко использовать различные виды деятельности,
направленные на тренировку тонких движений пальцев рук. И чем раньше эта работа
будет осуществляться с детьми, тем эффективнее будут результаты.
Практика показывает, что дети с удовольствием
работают с мозаикой, конструируют из кубиков, занимаются шнуровкой, лепят из
пластилина, теста, рисуют нетрадиционными способами (ладошками, пальчиками, с
помощью трафаретов, ватой и воском, и т.д.), а также перебирают различные крупы
и украшают ими поделки.
Пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с
мелкими предметами (бусинками, бисером, пробками, мозаикой, мелким природным
материалом и т.д.), являются
эффективными способами коррекции речи детей и полноценного общего развития
ребёнка.
Целенаправленная работа поможет достичь
хороших результатов.
Деятельность по развитию мелкой моторики
проводится регулярно: в совместной деятельности взрослого с детьми и в
самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
-
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-
Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук,
ритмичность.
-
Совершенствовать движения рук, развивая - психические процессы:
произвольное
внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь
детей;
-
Умение действовать по словесным инструкциям взрослого, соразмеряя
индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать
выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями;
-
Формировать графические навыки, - подготовить руку ребенка к овладению письмом.
Рекомендации: в работе с детьми (младшего и среднего дошкольного возраста) активно использовать:
Пальчиковые
игротренинги.
Игры
с пальчиками.
Пальчиковые
игры с палочками и цветными спичками.
Пальчиковые
игры со скороговорками.
Пальчиковые
игры со стихами.
Физкультминугки,
пальчиковая гимнастика.
Пальчиковый
алфавит.
Пальчиковый
театр.
Театр
теней.
Элементы
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в развитии мелкой моторики.
Рисование
красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой, спичкой,
и т.д.
Лепка
с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков,
гороха, камешков, ракушек и т.д.
Лепка
из соленого теста.
Аппликация
(мозаичная, обрыванием, из палочек, листьев, ваты и др.).
Конструирование
из бумаги - оригами.
Ручной труд в развитии мелкой
моторики (для старших дошкольников).
Шитье.
Вышивание.
Макраме.
Плетение
Нанизывание
бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.
Бисерография.
Развитие
графической моторики.
Рисование
по трафаретам.
Рисование
по фигурным линейкам.
Штриховка.
Раскрашивание.
Работа
в тетрадях, выполнение графических упражнений.
Работа
в занимательных прописях для дошкольников.
|