Воскресенье
05.05.2024
07:25
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №52"
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Каталог статей »
Сведения о ДОО

Наша жизнь

Педагоги ДОО

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Ресурсный центр

Арттерапия и артпедагогика как средство укрепления и коррекции здоровья дошкольников.

 

В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». В государственных образовательных стандартах по специальному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арттерапии в специальном образовании».

 

АРТПЕДАГОГИКА.

В переводе - художественная педагогика по отношению к специальному образованию - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ АРТПЕДАГОГИКИ:

Культурологическая - обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом.

Образовательная - направленная на развитие личности и освоение ребенком действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности.

Воспитательная - формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства.

Коррекционная - содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии.

Основная цель артпедагогики: «Художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

АРТТЕРАПИЯ:

Применительно к специальному образованию - синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творчеких (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

Арттерапия включает в себя:

ИЗОТЕРАПИЮ - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д.

БИБЛИОТЕРАПИЮ - лечебное воздействие чтением.

ИМАГОТЕРАПИЮ - лечебное воздействие через образ, театрализацию.

МУЗЫКОТЕРАПИЮ - лечебное воздействие через восприятие музыки.

ВОКАЛОТЕРАПИЮ - лечение пением.

КИНЕЗИТЕРАПИЮ - лечебное воздействие движениями (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика и др.)

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ АРТТЕРАПИИ:

- Катарсистическая - очищающая, освобождающая от негативных состояний.

- Регулятивная - снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

- Коммуникативно-рефлексивная - обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самоооценки.

В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в артпедагогике.

Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия (рисунки, лепка), которая применяется и при наличии психосоматических расстройств (Г.В.Бурковский, Р.Б.Хайкин) и личностных нарушений (А.И.Захаров, О.А.Карабанова, 1997): эмоциональная депривация; переживание чувства одиночества; повышенная тревожность; страхи; низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка; наличие конфликтных межличностных отношений.

Музыкально-терапевтические сеансы, проводимые психологом, могут осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой (3-5 чел.) формах.

Активная музыкотерапия в работе с дошкольникам с различными проблемами используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия.

Вокалотерапия у детей с нарушением речи, зрения, задержкой психического развития применяется у старших дошкольников для коррекции психоэмоциональных состояний (у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, эмоциональную лабильность, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы).

По мнению М. Р. Тумбе, для этой формы психологической разрядки наиболее подходят современные танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации. Публикации зарубежных врачей и психологов показывают, что использование танцетерапии эффективно для создания лечебно-охранительного режима, а также для тренировки не только мышечной, но сердечнососудистой и нервной систем.

Кинезитерапия с дошкольниками с проблемами может проводиться в форме тематических занятий, построенных на образной импровизации педагога и группы детей. В занятие включаются различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы. Темы таких занятий -- «Путешествие за синей птицей», «В гостях у морского царя», «Бал насекомых» и др.

Танцетерапия с дошкольниками с проблемами предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец-импровизация, современный детский или народный танец (элементы движений испанского, узбекского, русского, индийского танцев и т. д.). В занятия могут быть включены также элементы хореографической гимнастики, формирующие правильную осанку тела. Особенно широко танцетерапия может применяться в работе с дошкольниками с ДЦП.

Имаготерапия в психокоррекционной работе с дошкольниками с разными вариантами отклонений применяется как в индивидуальной, так и групповой формах. При этом главная цель ее проведения -- не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта.

Спектр арттерапевтических методик, используемых в работе с дошкольниками с проблемами, может быть дополнен сказкотерапией как одним из видов библиотерапии (Т. В. Вохмянина, Д. Ю. Соколов, Е. Ю. Петрова, Т. Д, Зинкевич-Евстигнеева). Эта методика дает положительные результаты с дошкольниками с проблемами, испытывающими эмоциональные различные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости). Сказкотерапия позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Психологи, применяющие сказки, часто отмечают, что на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка.

В коррекционной работе с дошкольниками с проблемами в развитии используется также психогимнастика. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений, тела, навыкам релаксации.

Все арттерапевтические методики, направленные на коррекцию личностной сферы ребенка,

можно использовать и в работе с дошкольниками не только с проблемами развития.

В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арттерапия.

             На протяжении долгого времени арттерапия (буквально «терапия искусством) успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае, Индии. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость», и. др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает всё лучшие, что они отражают. На профилактическую лечебную силу музыки указывали виднейшие древне греческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.). Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

В Древнем Китае музыка использовалась достаточно широко, в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. Лечение душевных и физических расстройств осуществлялось посредством воздействия определенных тонов, звуков музыкальных инструментов на активные биологические точки.

Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма воздействующая на духовную сущность человека.

Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах, среди холмов и гор, вспышка молний и удар грома, гармония солнца и луны, движение звёзд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи - всё это открывает для видящего музыку природы… Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».

Индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не способно так вдохновлять личность как музыка.

            Первые попытки научного осмысления механизма воздействие музыки на организм человека относится к VIII веку, а экспериментальные исследования - к концу IX - началу XX в. Учёные делали попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты.

В России интерес к проблеме воздействия музыки на человека активно изучался с 1913 г. В. М. Бехтеревым Положительные эмоции от общения с искусством оказывают воздействие на психосоматические процессы, содействуют снятию психоэмоционального напряжения человека, мобилизируют его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных учёных легли в основу научного обоснования использования искусства в работе со взрослыми  и детьми.

Изобразительная деятельность  оказывается предметом научного осмысления, применяется в целях диагностики. Опыт использования художественного творчества в преодолении недугов и ускорении процессов восстановления и реабилитации описан в книге А. Хилла «Изобразительное искусство против болезни». Он ввел в европейскую науку и практику термин «арттерапия» по отношению к изобразительному искусству как средству лечебного воздействия (А. И. Копытин).

 

Музыкотерапия. 

 Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности, показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы – возбуждают, консонансы – успокаивают. Музыкотерапия может быть представлена в форме рецептивной (пассивной) и активной (активное выражение себя в музыке). Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкотерапевтическом сеансе, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.

 

   Кинезитерапия.

Активная музыкотерапия может выражаться форме танцтерапии, коррекционной ритмики, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной деятельности ребенка под музыку и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления – кинезитерапии.

   Танец – это особая форма движений, музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Положительный эффект использования танцтерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний подтверждается рядом исследователей (В.М.Бехтерев, А.М.Берштейн, В.А.Гиляровский и др.).

      Психогимнастика (авт. М.И.Чистякова) – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, игры, упражнения, направленные на развитие различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Имитация детьми различных состояний имеет психопрофилактический эффект.

 

Имаготерапия.

Имаготерапия (от лат.imago – образ) занимает особое место в арттерапии. Её основой является театрализация психотерапевтического процесса. Достижение психокоррекционного эффекта обеспечивается путем развития и обогащения личности. Для этого используется творческая активность личности.

Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах, нарушениях в эмоционально-волевой сфере и т.д.

 

Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.

Психодрама (основатель – психолог, психотерапевт Дж.Морено). Сущность метода состоит в том, что «актеры» - пациенты играют не готовые роли, а свободно разыгрывают импровизацию проблемной ситуации. Результатом психодрамы является катарсис, при этом катарсис распространяется как на «актеров», так и на зрителей психодрамы.

 

Сказкотерапия.

Наиболее приемлемой методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из видов библиотерапии – сказкотерапия. Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательность этого жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Сказкотерапия – это система развития эмоционального интеллекта, способ развития самосознания, саморегуляции, социальной чуткости и способности управлять отношениями.

В своей психологической практике мы чаще всего используем такие жанры сказкотерапии, как притчи и сказки (авторские художественные и медитативные).

^ Притча, как правило, является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован.

Сказка – это древняя воспитательная система, позволяющая тонко формировать представления о базовых жизненных ценностях. Язык сказки – язык образов и символов, органичный бессознательному человека.

^ Авторские художественные сказки помогают осознать свои внутренние переживания, рассказывают нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. В них есть и дидактический, и психокоррекционный и даже медитативный аспекты. Богатое наследие авторских историй позволяет психологу не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок.

^ Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим Миром. Отличительная особенность этих сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.

Такой вид сказки, как дидактическая сказка, традиционно используется для «упаковки» учебного материала. Если воспринимать содержание семинаров-практикумов для педагогов как учебный материал, то вполне возможно здесь применение дидактической сказки. Абстрактные понятия (агрессия, эмоции и т.д.) одушевляются в этих сказках, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Существует определенный алгоритм создания дидактической сказки.

Одним из эффективных способов сказкотерапии является сказочная игротерапия. Многие психологи для повышения эффективности работы с педагогами используют различные развивающие и коррекционные игры. Для того, чтобы превратиться в «сказочного игротерапевта», нужно просто «переписать» инструкцию к игре в форме сказки или притчи. Но можно совершить и обратное действие: придумать игру к сказке. Психологи иногда прибегают к подобным приемам в работе с детьми, когда хотят особо их заинтересовать. Эти техники вызовут интерес и у взрослых.

Вышеприведенные арт-терапевтические и сказкотерапевтические техники с успехом могут использоваться как для поддержания собственного психологического благополучия педагогов, так и для преодоления ими трудностей в работе с детьми.

 

Изотерапия (рисуночная терапия).

Один из наиболее распространенных видов арттерапии. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

   Итак, психокоррекция с помощью разных видов арттерапии связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей, обеспечивают коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере, их психоэмоционального состояния, психофизиологических процессов, способствуют эмоциональному  здоровью посредством соприкосновения с искусством

 

Используемая литература:

1.         Дехтяр Б. «Антистрессовая аптечка».

2.         Зеленова И.B. «Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов», // Школьный психолог, 2005. – № 13

3.         Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии», «Речь», С-Пт., 2006.

4.         Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» сказкотерапии», «Речь», С-Пт., 2006.

5.         Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», С-Пт., «Речь», 2006.

6.         Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми», С-Пт., «Речь», 2007.

7.         Кротов В. «Добрая борода. Сказки-притчи для детей и взрослых», Новосибирск, «Посох», 2002.

8.         Хухлаева О. «Давайте учиться не «гореть». Психологическая поддержка педагогов», //Школьный психолог, 2006. – № 4

 

Приложение № 1

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам лишь некоторые сказки и притчи, которые можно использовать при работе с педагогами любой квалификации (учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования и т.д.) Мы подобрали их в соответствии с темами своих семинаров-практикумов. Если вы познакомитесь с литературой, предложенной нами, то сможете выбрать сказки в соответствии со своими предпочтениями. В какой форме преподнести этот материал (прочесть их на семинаре или педсовете, рассказать человеку в индивидуальной беседе, раздать в виде памятки для личного прочтения) решайте сами. Удачи!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (27.04.2020)
Просмотров: 406 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Версия для с/в
Версия сайта для слабовидящих

Форма входа

Баннер

Наши группы

Советы родителям

Поиск