«О
православном воспитании»
«… Стоит заняться воспитанием, чтобы
увидеть все свои прорехи. А, увидав, начинаешь исправлять их. А исправлять
самого себя и есть наилучшее средство воспитать своих и чужих детей и больших
людей…»
Л.Н.
Толстой.
Общественно-политические, экономические и
социокультурные изменения, произошедшие в России в конце XX века, привели к
необходимости изменения традиционного подхода в проектировании воспитательной
деятельности. Обусловливается это особенностью государственного и социального
заказов в области образования, сущность которых составляют создание системы
всеобщего образовательного пространства, в основе которого будет воспитание
духовности и нравственности. Незыблемый
фундамент для построения целостной и действенной педагогической системы
нравственного воспитания детей заложен в
Православии.
"Воспитывать человека – значит
определять судьбу нации.”
(Святейший Патриарх
Московский и Всея Руси Алексий II.)
В наши дни Российское общество переживает
не лучшие времена. Страшные слова: наркомания, проституция, криминальные
сообщества, терроризм - стали к сожалению привычными, повседневными. Разрушено
многое. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям современного
"общества потребления” оказались дети. В силу возраста еще не имея поддержки
внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю – семьи. Крайне редки в наше время здоровые укладные
семьи.
Причин тяжелого положения России
много. Но в последние годы наши ученные сделали поразительное открытие. Помимо
прочих факторов, одна из основных причин - тяжелейший духовный кризис в стране,
потеря смысла жизни большинством народа.
Бездуховность
– коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа…
Вернее, не изменение, а подмена смысловых ценностных ориентиров.
Сейчас очень важно помочь человеку
обрести живую веру, которая единственная – дает непоколебимую основу и опору
всей нашей жизни.
Некоторые педагоги считают, что ребенок,
когда вырастет, сам должен разобраться, какую религию ему избрать и избирать ли
вообще, а до тех пор школа или детский сад не должны ничего рассказывать
ребенку о Боге.
По-видимому они не знают, что основатель
дидактики, великий педагог Ян Амос
Каменский считал, что "забота о воспитании нравственности и чувства
благочестия должна начинаться с раннего детства… опасно не напитать нежного ума
дитяти любовью к Богу”. Этот период жизни человека считается самым
важным, основополагающим в деле воспитания. Дошкольная психология утверждает,
что в первые три года своей жизни ребёнок получает треть всех понятий жизни
взрослого человека. А известная австрийская ученая, специалист по
психологии, Шарлотта Бюлер в своем исследовании "Человеческая жизнь как
психологическая проблема" (1933 г.) утверждает, что в первые семь лет
своей жизни человек устанавливает канву всей своей жизни. Иными словами,
взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что
сложилось у него в душе за период первых семи лет.
Основные черты личности и характера человека, как и
основы его мироощущения, складываются, в действительности, в период его
доотроческой жизни (приблизительно к
семилетнему возрасту).
Расширенное и углубленное понимание
детьми Православия образует человека, как внешне, так и внутренне, делает его
внутренне красивым, человечным, достойным имени человека. Основной задачей духовно-нравственного воспитания является
формирование и развитие
составляющих сфер личности: духовно-практической, социо-культурной, социальной,
психо-физиологической.
Развитие каждой сферы происходит через
развитие нравственного сознания, формирование нравственной позиции и выбора
нравственного поведения.
XXI век, по мнению ученых, прогнозируется как век
Человека, где духовность признается высшей ценностью. Свою точку зрения на
духовно-нравственное воспитание отстаивают представители христианской
педагогики (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.С. Куломзина, Б.А. Ничипоров, А.Н.
Стриженов, В.Ю. Троицкий и др.). Ученые и педагоги считают, что только православное
воспитание, имеющее тысячелетний опыт и примеры истинных подвижников, героев
Отечества, может способствовать перерождению и усовершенствованию человека.
Ориентиром в организации духовно-нравственного
воспитания могут послужить слова
старца Сампсония: «Не надо отнимать
у ребенка детства, т.е. живости, иногда и шаловливости. Путь православного
воспитания - узкий путь, необходимо защитить ребенка прежде всего от внутренней
жестокости, но не создавать ему искусственной тепличной атмосферы. Воспитывает
любовь, а она приходит в простоте и не осуждении, в том числе и не осуждении
людей мира сего. Ребенка надо закалять физически, к домашней работе надо
приучать, дать детство, и также именно детской веселости, не пестовать в нем
"молитвенника", "философа", "всезнающее
"я.."
Православное воспитание нужно начинать,
прежде всего, с азов православия и маленькими шажками идти вперёд, делая добро
друг другу!
|