Уважаемые родители! Предлагаем вашему
вниманию несколько советов, которые помогут вам грамотно строить своё
взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить сыну или дочери радость
бытия и познания мира.
Ребёнок 2-3 лет интенсивно овладевает
речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что
умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно,
как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря
взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень
рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных
проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы "лепим"
дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное
окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность -
главное условие нравственно-этического развития личности ребёнка.
В данный период психика ребёнка устроена
так, что ему необходимы многократные
повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в
своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в
самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года
жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом "Я сам!". Если
ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только
начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с
ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную
леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека,
которые должны быть "посеяны" уже на втором году жизни, в ту
благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в
действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении.
Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в действиях с
предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать
всем своим существом. Так появляется негативное явление - детская нервность.
Эмоциональная жизнь маленького ребёнка,
его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального
внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок,
умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет
испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам
выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и
беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он
не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости
приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.
Дети
тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если
заметите: плохое настроение мамы передалось ребёнку. Он будет капризен,
плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры между родителями, на их
движения, тон голоса.
Классики о воспитании детей.
«Приучать дитя вникать в душевное состояние
других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать
дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым».
Ушинский.
«Детское
"Дай", даже просто протянутая молча рука должны столкнуться
когда-нибудь с нашим "Нет", а от этих первых "Не дам, нельзя не
разрешаю" зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы».
Корчак.
«Первые
впечатления могущественно действуют на юную душу; всё дальнейшее её развитие
совершается под их непосредственным влиянием».
Белинский.
«Нельзя
грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться
свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно».
Конради.
«Лучшее
средство в деле воспитания - это дать проявиться в душе ребёнка какому-нибудь
хорошему чувству».
Щацкий.
|