Структурные компоненты базовой культуры ребёнка Тезаурус Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Поликультурное образование – компонент общего образования, направленный на лучшее понимание других культур, содействие установлению благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. [Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике.] Поликультуризм (в образовании) – построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправности всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Поликультуризм в образовании помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира. [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.] Плюрализм образования – многоукладность, вариативность, альтернативность, переход из унитарной и унифицированной системы в многообразную и многоликую – по каналам, целям и содержанию образования, по организации образовательного процесса, педагогическим подходам и методикам. [Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике.]
Структурные компоненты базовой культуры ребенка-дошкольника Культура стала основой жизнедеятельности цивилизованного человека, способом восприятия себя и действительности через призму общечеловеческих ценностей. Она духовна по сути. А вот как она формируется и насколько необходима человеку – об этом мы задумываемся все реже и реже. Мы забываем о главном – духовность немыслима, прежде всего, без внутренней культуры человека, которая закладывается с самого рождения и усваивается на протяжении всей жизни. А дошкольный возраст – благодатный период для закладывания семян нравственности, духовности, общих основ культуры. Необходимость возрастания духовного фактора в становлении личности выдвигает эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Все чаще говорится о необходимости формирования и развития личности через культуру, о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности отечественной и мировой культуры. Принимая во внимание исследования Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Е.Б. Горловой, Л.С. Колмогоровой, О.П. Радыновой, Р.М. Чумичевой, Н.Е. Щурковой и других, мы прий и друг.ние иследования самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действоваль бражение и основанное на немшли к выводу, что содержанием педагогических и социально психологических образований в структуре личности ребенка являются следующие компоненты культуры: коммуникативный, физический, детский игровой, познавательный, нравственный, трудовой, экологический, ценностно-ориентировочный, художественно-эстетический, психологический, исторический, досуговый, информационный, а также компонент «Я - сам». Все вышеперечисленное образует структуру идеала ребенка, базовую культуру или базовую личность ребенка-дошкольника, что позволяет ему развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость. Исходя из понимания культуры как специфических способов деятельности, совокупности духовных ценностей, процесса самореализации творческих сил детей, содержания парциальной программы «Путешествие в прекрасное» авторов О.А. Куревиной, Г.Е. Селезневой, а также внедряемых инновационных технологий проектного метода и музейной педагогики, исследовательского метода обучения, коллектив особо заинтересовался природой формирования следующих компонентов базовой культуры дошкольника: художественно-эстетическим, нравственным, ценностно-ориентировочным, историческим, компонентом «Я - сам». Художественная культура является способом духовно-практического познания мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности: освоение произведений искусства, собственное участие в том или ином виде художественной деятельности, создание «своих» произведений искусства, мини- музеев, выставок, экспозиций, сохранение (защита, восстановление) художественных ценностей, накопление и распространение художественных и музейных знаний. Художественное образование и воспитание средствами искусства, музейной педагогики – неотъемлемая часть любого полноценного образования. По мнению А.А. Леонтьева, искусство – это то, что обеспечивает цельность и гармоническое развитие личности. Называя искусство «школой восприятия, воображения и чувств», известный психолог Б.М. Теплов отмечал, что, воспитывая в человеке умение «видеть» и «слышать», искусство создает предпосылки для расширения и углубления познания мира. Помимо этого, отмечал психолог, искусство широко охватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, но мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому-то художественно-эстетическое воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности. Неотъемлемая часть культуры – народное искусство. Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения русского и хакасского народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Как справедливо утверждает Т.С. Комарова, народное искусство как первооснова профессионального искусства способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к природе. Одним из главных показателей становления личности будущего школьника является сформированность основ художественной культуры, которые включают в себя две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности. Данные компоненты интегрируются в определенные качества личности, и от уровня культурного развития личности зависят: оперирование знаниями и умениями в области искусства; ценностные представления об искусстве в целом и его отдельных видах; умение делать эстетические суждения и оценки на основе развитой монологической речи с богатым словарным запасом; владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой; соформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности; желание преобразовывать среду обитания по законам красоты; владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность). В процессе формирования базовой культуры личности дошкольника рождаются и развиваются такие составляющие личности ребенка, как воображение и основанное на нем художественно-эстетическое творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.й и друг.ние иследования самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действоваль бражение и основанное на нем Сформированность этих качеств у старшего дошкольника поможет ему легко войти в новое образовательное пространство начальной школы, а учителю строить воспитательно-образовательный процесс с опорой на знания, сформированные в период дошкольного детства. Ценности выступают как система координат, которая необходима, чтобы оценить себя, других, выразить свое отношение, сделать выбор. Система ценностей изменяется в течение жизни и зависит от возраста, интересов, мировоззрения. У ребенка же – зависит от этнической и религиозной принадлежности семьи, профессии родителей, традиций и обычаев, эстетических, нравственных и познавательных потребностей близких людей. Ценностный компонент составляет ядро структуры личности и характеризует ценностную направленность, которая является основой общей культуры. Патриотическая направленность, являясь не только нравственной категорией, но и социально-нравственной, представляет собой разновидность общей культуры личности и отражает потребности, мотивы, интересы, установки, цели, идеалы, эмоции и ценности человека, связанные с гражданско-патриотической культурой; выступает активной движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к культурному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации, самоактуализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству. Коллектив детского сада нашел свой путь решения выше перечисленных вопросов. Нам представляется это в виде модели нравственно-патриотического воспитания детей в педагогической системе ДОУ. Развлечение «Новогоднее приключение»
для средних дошкольников Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. (Зал украшен в зимнем убранстве: декорации зимнего леса, ёлочки, в сторонке снежная полянка и кусты; у окна ширма для показа кукольного театра, где прячутся главные персонажи: бабушка Федора и Снегурочка). Ход занятия: Хозяюшка гостям (напольная кукла бабушка Федора): - Здравствуйте, гости дорогие! - Дай Бог тому Кто в нашем дому, Дорогим гостям, Милым детушкам Наделил бы Вас Господь. И житьем, и бытьем, И здоровьицем! - Будите сегодня слушать, смотреть, диву-дивиться, а мы детками гордиться! (Звучит русская народная мелодия. Идет за детьми и приглашает их на развлечение.) Хозяйка деткам (напольная кукла): -День добрый, детушки-касатушки. Проходите, не стесняйтесь, Свободно располагайтесь! - Давайте поздороваемся с гостями?! (Проводится пальчиковая гимнастика-приветствие «Здравствуй, солнце золотое…. После чего дети кланяются гостям. Гости тоже здороваются с детьми). (Из-за ширмы, доносятся звуки. Га-га-га, тр-тр, тук-тук…) Хозяюшка: -Что за звук? Что за стук? Слышен он со всех сторон. (Заходит за ширму, выходит с двумя гусями - куклами-марионетками). -Да, это же мои гуси! (говорит с удивлением) Гуси: - Га, га, га – это мы ваши друзья! - Мы любим: петь, танцевать и веселиться! - Предлагаем вам, детки, с нами потанцевать. (Звучит русская песенка «Два веселых гуся», дети вместе с гусями и бабушкой Федорой исполняют танец, после чего дарят детям волшебный клубочек и прощаются. Бабушка Федора катит клубочек к ширме. Из-за ширмы появляется Снегурочка. Она подбирает клубочек и выходит к гостям с песенкой.) Снегурочка: Я в легкой шубке снеговой. Пришла к ребятам в детский сад. Снегурочку под Новый год. Увидеть каждый рад? Дети: да-да, да-да, увидеть каждый рад. Снегурочка: -Здравствуйте дорогие гости и детишки: девчонки и мальчишки! Спешила к вам я в гости, Чтоб рассказать о том, Как кружатся снежинки Как нежные пушинки. Снегурочка девочкам-снежинкам: - Снежинки, пушинки слетайтесь скорей Закружимся в танце все веселей. (Девочки-снежинки подходят к Снегурочке, она им раздаёт колокольчики, все становятся в кружок для исполнения танца). Исполняется танец «Снежинок» (с колокольчиками.) Снегурочка: - Молодцы, снежинки! - Нежно кружились в своём лёгком танце, но всё же, звон колокольчиков разбудил лесных зверей. Подойдите ко мне поближе, чтобы посмотреть, как лесные звери водят хоровод. (Дети подходят к Снегурочке и смотрят теневой театр на выносном белом экране). Теневой театр сопровождается словами ведущей. На полянке под сосной Танцевал народ лесной Зайцы, мишки и лисички, Волки в серых рукавичках Был большой хоровод Танцевал честной народ!!!! (звери с музыкальными инструментами как бы двигаются- танцуют, дети им хлопают). По окончанию театра предлагает детям вспомнить, кто из зверей водил хоровод. Дети показывают руками: зайку, лису, медведя, волка и как они танцевали под музыку. Снегурочка: - Детки, какие вы молодцы, всех зверей назвали и показали, как они плясали. - Я приготовила для вас сюрприз - разноцветные льдинки! - Давайте под хрустальную музыку выложим из них волшебные узоры. (Дети под спокойную музыку на лесной полянке выкладывают из льдинок различные узоры по замыслу). Снегурочка: - Молодцы, красивые узоры выложили! - А, сейчас, в преддверии Нового года я вас приглашаю посмотреть кукольный театр «У зайчишек Новый год!». -Усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно! Кукольный театр «У зайчишек Новый год!». Рассказчик: У зайчишек Новый год Будут танцы, хоровод (По ширме медленно идет мишка) На крылечке у дверей Зайцы ждут к себе гостей. Меду сладкого бочонок Еле тащит медвежонок. Мишка: Не подарок-просто клад. Зайчик будет очень рад. Зайцы: Спасибо! Рассказчик: По тропинки из глуши Белка к зайчикам спешит. (По ширме прыгает белка) Белка: Я спешу, везу в тележке Очень сладкие орешки. Зайцы: Спасибо! Рассказчик: Знала умница лисица, Что к обеду пригодится. (По ширме бежит лиса) Лиса: Я для зайкиных друзей Наловила карасей. Зайцы: Спасибо! Рассказчик: Утром в дальнюю дорожку Из деревни вышла кошка. (Бежит кошка) Кошка: Я несу издалека Зайке крынку молока. Зайцы: Спасибо! Рассказчик: Козлик зайчикам несет Чуть не целый огород. (Идет козлик, стуча копытами) Козлик: Есть морковка и капуста Зайцам будет очень вкусно. Зайцы: Спасибо! Рассказчик: Не печалится Барбос Что подарок не принес. Барбос: Я решил в гостях у зайки Поиграть на балалайке! (Под веселую музыку «играет на балалайке) Зайцы: Спасибо! 1-заяц: Ну и угощенье - Всем на удивленье! 2-заяц: Будем Новый год встречать Веселится и плясать! (Все куклы на ширме пляшут) Снегурочка: - На этом наша встреча подошла к концу. И вот вам мои угощения! (Раздает детям угощения и уходит под музыку).
|